вторник, 13 мая 2014 г.

НОГАМИ ВПЕРЁД

11 лет назад отец передал это стихотворение в запечатанном конверте главному редактору Жезказганской газеты "Подробности" Нине Андреевне Барбутько с тем, чтобы она
вскрыла конверт после смерти автора. Впервые "Ногами вперёд" прозвучало
на похоронах Юрия Грунина 28.04.2014, а затем было опубликовано в "Подробностях" от 1 мая 2014 года.

Юрий ГРУНИН




Ниже несколько более ранних стихов.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Оповестить хочу заранее:

мои надежды не померкли.
Я не отдам стихи в Германию.
Я не издам стихи в Америке.

И пусть вот это обязательство

Останется, навек хранимо:
К чужерубежному издательству
мне не ползти под псевдонимом.

Мне в отщепенцы не играется.

Я не убогий и не сирый.
Я не остался в эмиграции
и жить не мыслю без России.

Меня стихи писать не наняли.

И светит та же всё звезда мне.
И даже родины изгнание
милее мне чужих изданий.

Пусть пропаду, опалой раненный, –

мне честь превыше всяких мерок.
Но я не вынырну в Германии.
Но я воскресну без Америк.

1974


КОГДА Я УМРУ


Когда я умру, не пишите об этом 

в чёрной клетке в газетном углу. 
Я при жизни не часто мелькал по газетам, 
да и в клетке торчать не люблю. 

Не пишите, что вот, мол, ушёл из жизни, 

Вообще, что при этом имеют в виду? 
Жизнь во мне, а не я в ней. Кажись, не шизик – 
я из жизни сам никогда не уйду! 

Тихо. Ночь. Я лежу – я пишу на ощупь, 

чтоб к тем строкам вернуться в течение дня. 
Я из жизни уйду? Будет горше и проще: 
это жизнь по жилкам уйдёт из меня. 

Я её не пустил бы – сама ускользает, 

как в песочных часах ускользает песок: 
то какой-то иглою мне сердце пронзает, 
то вдруг тиканьем мины стучится в висок. 

Словно сам я с собою шагаю не в ногу. 

Мне прискорбия пресные ни к чему. 
Мне б ещё хоть недолго, ещё хоть немного 
после смерти считаться, что я живу. 

Не хочу ни венков, ни событий парадных. 

Кто-нибудь из друзей, ещё раз помоги: 
отведи мне без помпы два метра квадратных, 
и чтоб только про то не прознали враги. 

Чтобы не было им облегчающей радости.

Чтоб живой я мешал им, не из гроба грозя! 
И отправьте без музыки, тихо, на кладбище, 
чтоб о смерти не знали другие друзья. 

А чтоб думали – где-то в делах умотался, 

или в командировке, в отъезде каком. 
Я заверю вот это сейчас у нотариуса, – 
пусть меня похоронят тихонько, тайком. 

Я сегодня при жизни страшусь вашей жалости – 

мы же вместе прошли эту жизнь на ветру! 
Я прошу вас: уж вы не заметьте, пожалуйста, 
когда я умру. 

1968 


Комментариев нет:

Отправить комментарий